журнал

inoutmag.ru
информационный
портал журнала
Информационная поддержка портала:
Статистика   

A&T Trade

AsiaTrade

I.S.P.A.

MixArt

Aris

Slami

Iberi

Escort

L.S.D.

MSMax

Cкат

СофитЛайт

Imlight

Proton

Светогор

LTM

Муз. Арсенал

Инваск

PAL-Systems

Svetoch

Яровит

Lurit

МузТорг

Bayland

CTC Capital

Senzar

Powersoft

Унвис Про

JSA

InSide

МьюТэк

Monacor

Союз

Sommer Cable

ETC

Дилер-Центр
главная о нас журнал подписка контакты обратная связь наши представители магазин учебные пособия
АУДИО поиск работы поиск по сайту частные объявления РАСПРОДАЖА прокат оборудования готовые решения

   Главная Журнал Damping Factor.Демпфинг - фактор усилите...

Damping Factor.Демпфинг - фактор усилителя.Коэффициент демпфирования.


2017-09-18 / открыто 4327
 Inoutmag.ru
8-903-7982249
www.inoutmag.ru

Damping Factor.Демпфинг - фактор усилителя.Коэффициент демпфирования.

Для того, чтобы понять сущность демпфирующего фактора усилителя, рассмотрим поведение мембраны сабвуфера в период между импульсами.

Низкочастотый импульс, посылаемый усилителем на катушку динамика заставляет его мембрану двигаться вперед.

Достигнув определенной верхней точки мембрана начинает возвратное движение.

Вернувшись в исходную точку мембрана не замирает сразу, а продолжает вибрировать по инерции некоторое время, что генерирует в обмотке динамика обратный электрический ток.



Усилители конструируются таким образом, чтобы закорачивать обратный ток от динамика и, тем самым тормозить вибрацию мембраны в период между импульсами.

Чем выше демпфирующий фактор усилителя, тем быстрее мембрана останавливается, возвращаясь назад в исходную точку после импульса.



Демпфирующий фактор усилителя определяется как отношение сопротивления динамика к сопротивлению усилителя.

Чем ниже сопротивление динамика, тем ниже демпфирующий фактор.



Ламповые усилители в силу конструктивных особенностей имеют низкий демпфирующий фактор, что обуславливает "мягкий" бас в звуковой картине.

Производители транзисторных усилителей стараются повысить демпфирующий фактор для репродукции "жесткого" баса, так как при желании бас можно смягчить, заключив в короб низкочастотный динамик.

Ужесточить же "мягкий" бас сабвуферным коробом гораздо сложнее."



Определение: Демпфинг-фактор (коэффициент демпфирования) это характеристика усилителя, определяющая его взаимодействие с акустической системой.

Теория: "Демпфинг-фактор(ДФ) это один из способов выражения выходного сопротивления усилителя.

Идеальный усилитель должен был бы иметь нулевое выходное сопротивление - вне зависимости от отдаваемого им тока выходное напряжение не менялось бы и не подсаживалось.

В реальности, усилители обладают некоторым выходным сопротивлением.

В хорошей конструкции он очень мал, порядка сотых долей ома.

ДФ выражает его в виде отношения с сопротивлением нагрузки, так что усилитель с выходным сопротивлением 80 мл ом, нагруженный на динамик при сопротивлении 8ом, будет иметь ДФ 8/0.08=100.

Усилитель с выходным сопротивлением 8 мл. ом будет иметь ДФ 8/0.008=1000.

Коэффициенты демпфирования отличаются сильно, но разница в работе усилителя составляет лишь малую часть ома.



Не всегда понимают, что ДФ меняется в зависимости от частоты, оставаясь постоянным на низких частотах (скажем до 1 кгц) и падая в высокочастотной части диапазона.

В паспортных данных всегда приводится значение на низких частотах.

Проблема с термином "Коэффициент демпфирования" в том, что название подразумевает, будто он сильно влияет на демпфирование громкоговорителя, но это не так.

Конечно, на резонанс НЧ головки громкоговорителя влияет последовательное сопротивление ее электрической цепи, но почти все оно состоит из сопротивления катушки динамика, которое обычно находится в пределах 5-7 ом.

Кроссовер (фильтр) добавляет еще порядка 1 ома, да еще соединительный кабель вносит порядка 1/4 ома.

Ясно, что выходное сопротивление хорошего усилителя составляет совсем незначительную долю в этом сопротивлении, и таким образом, разница между ДФ 100 и 1000 с точки зрения демпфирования громкоговорителя пренебрежимо мала.

К тому же низкочастотный резонанс громкоговорителя тщательно выбирается его разработчиком и его произвольное изменение вряд ли улучшит звучание.

Это не значит, что выходное сопротивление усилителя не имеет значения. Нагрузка, которую громкоговоритель представляет для усилителя, сильно зависит от частоты, так что если выходное сопротивление большое, уровень выходного сигнала будет изменяться с изменением частоты, внося нежелательные изменения в частотную характеристику системы.

Чем ниже выходное сопротивление усилителя, тем лучше.!!!!!!

Практика.

Сабвуферные динамики имеют большую площадь, соответственно они имеют большую массу диффузора, поскольку им во время работы приходится толкать большую массу воздуха.

Этот факт приводит к тому, что в тот момент когда нет сигнала (переход синусоиды через "0") динамик совершает не контролируемые усилителем колебания, которые на слух воспринимаются как подгуживание, размазывание, отставание звука.

Для того чтоб этого эффекта не было необходимо либо сделать невесомым дифузор, либо сделать так, чтобы все колебания которых нет в исходном звуковом сигнале-компенсировались.

Такое компенсирование (удержание диффузора динамика) есть ни что иное как демпфинг фактор.!!!!

У хороших усилителей класса АВ демпфинг фактор составляет порядка 200-300.

При мостовом включении усилителя класса АВ демпфинг фактор у него падает почти в 2 раза.

Иная картина наблюдается у усилителей класса D.

Несмотря на то, что нагрузка включается в мост, из-за особенностей работы усилителя происходит эффект двойного демпфирования (DDX).

Демпфинг фактор в этом случае наоборот вырастает.

Правда при этом падает коэффициент использования питающего напряжения и на несколько процентов падает КПД.

Пример:



Подключение к усилителю(моноблок) 2х катушечного сабвуфера (4+4 Ом). Т.е. + и - при возможных вариантах включения 8 или 2 Ом:

- При нагрузке усилителя на 8ом демпфинг фактор повысится, т.е. контроль над динамиком возрастёт, точность воспроизведения улучшится.

Но при этом мощность упадёт.

При нагрузке в 2 ом всё с точностью до наоборот - контроль теряется(звук смазанный, грязнее), но выигрыш в мощности.

В заключении:

-высокий демпинг-фактор требуется для динамических головок с легким подвесом и большой массой подвижной системы, работающих с заходом в область основного механического резонанса (сабвуфер или мидбас с активным кроссовером, широкополосные головки без кроссовера);



-для динамических головок, резонансная частота которых находится за пределами рабочей полосы частот (СЧ, ВЧ)

демпинг-фактор при многополосном усилении значения не имеет, поскольку электрическое демпфирование наиболее эффективно для подавления основного механического резонанса подвижной системы;



- при оценке значения ДФ надо иметь ввиду значение частоты, на которой оно замерялось(обычно на 1 КГц измеряют), но принцип "чем больше - тем лучше" для ДФ справедлив.



- Конструктивное оценочное значение ДФ и возможности усилителя достойно контролировать именно НЧ-динамики(сабвуферы) зависит от качества ПН(преобразователя напряжения),т.е качественное питание это решение многих вопросов с качеством звука.




 Inoutmag.ru
8-903-7982249
www.inoutmag.ru




Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка на http://www.inoutmag.ru/ обязательна.