Заказать!Lee Mack Ritenour- американский джазовый гитарист и композитор Род. 11 января 1952, Лос-Анджелес, Калифорния, США) — , один из самых востребованных студийных музыкантов 1970—1980-х годов, исполнитель широкого профиля в стилях джаз, фанк, фьюжн, рок, бибоп и др.
Выпустил более 40 сольных и совместных альбомов, с 1991 по 1997 годы входил в состав джазового квартета Fourplay.
В 1986 году был удостоен премии Грэмми за пластинку Harlequin (1985), записанную совместно с Дэйвом Грузином, а в 2011 получил награду ECHO Award (немецкий аналог Грэмми) как лучший международный инструменталист.
За свой стиль игры на гитаре, чистоту звукоизвлечения и скорость получил прозвище «Captain Fingers» — «Капитан Пальцы».
Ритенаур родился в 1952 году, в Лос-Анджелесе, гитару освоил в 6 лет, позднее обучался у таких мастеров, как Говард Робертс, Кристофер Паркенинг и Джо Пасс.
Первое выступление Ли состоялось в возрасте 16 лет совместно с группой The Mamas & the Papas, тогда же Ритенаур и получил своё прозвище «Капитан Пальцы» за мастерское владение гитарой.
После окончания университета Южной Калифорнии в 1973 году принимал участие в гастрольном туре бразильского пианиста и композитора Сержио Мендеса Sergio Mendes and the New Brasil \'77, после 1974 года много работал в студии, записывался с Херби Хэнкоком, Гато Барбиери, Сонни Роллинзом, Оливером Нельсоном[en] и другими.
Дебютный альбом Ли был выпущен в 1976 году и назывался First Course.
«Когда я начал работать в студии, — рассказывал Ритенаур, — они попросили меня звучать как и все другие гитаристы.
Но я имел своего рода мужество, чтобы идти дальше.
Там очень много сессионных музыкантов, которые всегда звучат так же, как и все остальные.
Очень трудно студийному музыканту найти идентичность. Но я начал искать свою, и, в конце концов, нашел её».
В 1979 году был привлечён к записи альбома The Wall группы Pink Floyd, в частности, Ритенаур исполнил гитарные партии в песнях «Run Like Hell» и «One of My Turns».
1980-е ознаменовали период творческих успехов для Ритенаура, он продолжал записывать альбомы, экспериментировал в жанрах латиноамериканской (особенно, бразильской) поп-музыки, а пластинка 1985 года Harlequin, созданная совместно с пианистом Дэйвом Грузиным и бразильским музыкантом Иваном Линсом, принесла долгожданную премию Грэмми в номинации «Лучшая инструментальная аранжировка».
В 1981 году альбом Ли Ритенаура под названием Rit вошёл в семь различных музыкальных чартов, включая ритм-н-блюз, диско, Adult Contemporary и джаз.
Его весьма успешный LP Festival (1988) взял первое место в семи музыкальных чартах.
Альбом с участием выдающихся бразильских музыкантов Джоао Боско, Каэтано Велозу, а также различных музыкантов нью-йоркской студии побудил журнал People упомянуть Ритенаура, как «первого среди равных в smooth-джазе и фьюжн».
«Я думаю, что есть определенный уровень зрелости у некоторых музыкантов, которые, может быть, чувствуют ограниченность современных вещей, — размышлял Ритенаур в интервью Down Beat после выпуска в 1990 году своего джазового альбома Stolen Moments.
— Может быть, нам нужно подышать свежим воздухом, немного отдохнуть».
Критики были застигнуты врасплох записью, в которой не хватало технологий и бразильского влияния, распространенного в его предыдущих альбомах.
«Это настоящий джаз, выполненный в высоком стиле, который не знает сроков», — писал Stereo Review.
Stolen Moments отражал отказ Ли Ритенаура от процесса клонирования, который он видел в тенденции звукозаписывающих компаний последовательно выпускать на рынок повторяющийся тип альбомов.
Guitar Player оценил музыканта за его оригинальность: «Гораздо больше, чем перепевы старых стилей, альбом искрится свежестью, музыкант стремится опробовать новые идеи в более свободной обстановке».
В 1991 году Ритенаур вместе с джазовым пианистом Бобом Джеймсом основал квартет Fourplay, в группу входили также басист Натан Ист[en] и ударник Харви Мейсон.
Несмотря на успех коллектива (Fourplay были несколько раз номинированы на премию Грэмми, а в 2007 получили признание в Конгрессе США), в 1998 году Ритенаур решил отказаться от участия в группе в пользу сольных записей, и на его место пришёл Ларри Карлтон.
Ритенаур на Стокгольмском Джазовом Фестивале, 2009, модель гитары — Gibson L-5
В 2000-х продолжал записывать альбомы, а также принимал участие в 8-й, 9-й и 10-й ежегодных церемониях Independent Music Awards в качестве члена жюри, оценивающего выступления независимых музыкантов .
В июне 2010 года, в честь 50-летия своей музыкальной карьеры, Ритенаур выпустил альбом под названием 6 String Theory (число 6 символизировало количество музыкальных жанров, в которых чаще всего применяется гитара: джаз, рок, блюз, кантри, классическая музыка и акустическое исполнение). В записи были задействованы Стив Лукатер, Нил Шон, Джон Скофилд, Слэш, Пэт Мартин, Майк Стерн, Джордж Бенсон, Би Би Кинг, Энди Маккей, Джо Робинсон и Гатри Гован.
9 ноября 2012 года Дэйв Грузин и Symphonic Jazz Orchestra представили премьеру Symphonic Captain’s Journey Ли Ритенаура.
Состоящий из 67 музыкантов Symphonic Jazz Orchestra дал десятый юбилейный концерт с участием обладателя Грэмми и Оскара пианиста и композитора Дэйва Грузина.
Дирижировал оркестром Митч Гикман, произведение прозвучало в аранжировке Гордона Гудвина.
Ли Ритенаур активно выступает, иногда вместе с гитаристом Майком Стерном, бас-гитаристом Мелвином Ли Дэвисом и барабанщиком Сонни Эмори.
Своими кумирами среди гитаристов Ли Ритенаур считает Джимми Хендрикса, Кенни Барелл, Джо Пасса, Эрика Клэптона, но в первую очередь Уэса Монтгомери (которому он посвятил альбом Wes Bound[11], 1993).
В 1980-х Ли обратился к латиноамериканской музыке (начиная с альбома Rio), которую он затем стал регулярно внедрять в своё творчество, на многих его альбомах можно услышать зажигательные ритмы, в том числе, и благодаря сотрудничеству с бразильскими перкуссионистами Армандо Марселом и Паулиньо де Кастой.
Особенностью стиля игры Ритенаура является сочетание различных музыкальных стилей и приёмов игры на гитаре, помимо этого он многое перенял у гитаристов 1960-х, например, игру октавами большим пальцем правой руки, которая даёт мягкий плавный звук в отличие от медиатора.
Чаще всего на концертах Ритенаур использует полуакустические гитары Gibson L-5 или Gibson ES-335, а при записи альбома Earth Run (1986) им был использован инструмент SynthAxe.
Lee Ritenour-выпустил видеошколу,которую вы можете заказать на www.inoutmag.ru
MORE GUITAR SECRETS,
Видеошкола Lee Ritenour’а включает в себя следующие разделы: ритм-гитара, запись demo, и работа студийного музыканта.
Ритм-гитара... Подробное изложение техники игры...
Демонстрация записи... Демонстрация сейшна ‘Mandela’... Как стать студийным музыкантом... Видеошкола подойдет для музыкантов любого уровня подготовки.