журнал

inoutmag.ru
информационный
портал журнала
Информационная поддержка портала:
Статистика   

A&T Trade

AsiaTrade

I.S.P.A.

MixArt

Aris

Slami

Iberi

Escort

L.S.D.

MSMax

Cкат

СофитЛайт

Imlight

Proton

Светогор

LTM

Муз. Арсенал

Инваск

PAL-Systems

Svetoch

Яровит

Lurit

МузТорг

Bayland

CTC Capital

Senzar

Powersoft

Унвис Про

JSA

InSide

МьюТэк

Monacor

Союз

Sommer Cable

ETC

Дилер-Центр
главная о нас журнал подписка контакты обратная связь наши представители магазин учебные пособия
АУДИО поиск работы поиск по сайту частные объявления РАСПРОДАЖА прокат оборудования готовые решения

   Главная Журнал Микрофоны PZM


Программный генератор автоматических подпевок Mu Technologies Mu Voice позволяет создавать вокальное четырехголосье



Деэссер (прибор, предназначенный для удаления излишне шипящих и свистящих звуков в вокальной партии) может помочь справиться и с искажениями в записанной партии различных музыкальных инструментов.



Микрофон PZM-30D фирмы Crown



Программа BIAS Soundsoap позволяет весьма эффективно бороться с любыми видами шумов, а также с щелчками и искажениями

Микрофоны PZM


2009-04-30 / открыто 16157
 

«Обратная связь» посвящен вопросам использования нетрадиционных типов микрофонов и сведению проблемной фонограммы.

Вопрос: Можно ли использовать микрофоны PZM для записи вокала? Чем они принципиально отличаются от других моделей? Какие методы используются при работе с этими микрофонами? Ответ: Микрофоны PZM («pressure zone microphone», дословно «микрофон зоны давления») имеют несколько важных преимуществ относительно традиционных моделей — более высокая чувствительность (на 6 дБ), более низкий уровень шумов (на 6 дБ), широкая и ровная частотная характеристика, свободная от фазовых искажений, исключительная разборчивость и богатство звука, равномерная чувствительность капсюля по кругу. Исторически эти микрофоны были разработаны компанией Crown, которая и до сих пор выпускает несколько моделей, предназначенных для записи музыки и речи. Эти микрофоны свободны от эффекта гребенчатого фильтра, которым страдают традиционные модели. «Эффект гребенки» возникает из-за вычитания фаз прямого и отраженного сигнала, которые приходят на капсюль обычного микрофона не одновременно. В частотной характеристике появляются пики и провалы, а в экстремальных случаях может возникнуть эффект фейзера или флэнджера. Инструмент или голос начинает звучать отдаленно и крайне неестественно. Для борьбы с этим явлением традиционный микрофон устанавливается максимально близко к источнику звука, чтобы уровень отражений от стен, потолка и прочих поверхностей был минимальным.

Микрофоны PMZ основаны на другом принципе. Они предназначены для работы на границе акустического пространства и устанавливаются на стене, на полу или на жесткой поверхности. На границе пространства отсутствует движение воздуха, и отраженный звук проявляется как изменение звукового давления, поэтому микрофон- приемник давления, расположенный на данной поверхности, может точно передать эти изменения.

PZM — название, запатентованное фирмой Crown. Другие компании тоже выпускают аналогичные модели, которые носят название «boundary effect microphone», или «микрофон граничного эффекта». Преимущества микрофонов этого типа заключается в том, что прямой и отраженный сигналы приходят на капсюль одновременно, что дает исключительно ровную частотную характеристику по всей полукруговой диаграмме направленности микрфона. Кроме того, поскольку фазы прямого и отраженного сигналов совпадают, сигнал на выходе микрофона будет в два раза более сильным. Выпускаются также направленные микрофоны этого типа, в которых используется капсюль с кардиоидной направленностью.

Микрофоны PZM могут очень эффективно использоваться для стереофонической записи оркестра или музыкального ансамбля: достаточно укрепить два микрофона на стене или другой поверхности на расстоянии до 6 м от сцены, на которой находятся музыканты, и направить микрофоны в сторону источника звука. Также с использованием микрофонов этого типа можно получить очень хорошую запись рояля: для этого микрофон укрепляется на нижней стороны поднятой крышки при помощи скотча.

Фирма Crown выпускает целый ряд микрофонов PZM, которые пользуются большой популярностью в радио- и телевизионных студиях не только благодаря отличному качеству звука и высокой разборчивости речи, но и тому факту, что эти модели помогают бороться с неизбежным волнением участников передачи, так как по своему внешнему виде они мало напоминают традиционные микрофоны и тем самым не привлекают внимания. Для записи конференции или дискуссии с участием нескольких человек микрофон PZM устанавливают в центре стола, при этом расстояние до каждого участника должно быть не больше 1 м. Одного микрофона вполне достаточно, чтобы записать от четырех до шести человек. Конечно, такую запись желательно проводить в акустически «мертвом » помещении — студии, заглушенной акустическими панелями или драпировкой. Кстати, микрофон поставляется в комплекте с пластиной, которая потребуется в том случае, если вы устанавливаете его на ковер или другую поверхность, поглощающую звук; при использовании на столе или другой жесткой поверхности микрофон можно использовать без пластины.

Микрофоны PZM считаются идеальными инструментами для записи звука в кино и видео, лекций, интервью, групповых дискуссий и т.п. Для записи сольного вокала в стиле поп или рок эти модели могут не подойти, так как их исключительная ясность и разборчивость может сыграть отрицательную роль. Безусловно, вам следует воспользоваться таким микрофоном, если вы собираетесь записывать классический хор; в случае же с сольным вокалом все зависит как от вокалиста, так и от стиля музыки, который сам по себе диктует определенное звучание голоса. В любом случае — не бойтесь экспериментировать, если в вашем распоряжении есть микрофон PZM!

Сведение

Вопрос: Мы записывали демо в домашней студии у знакомого звукоинженера на цифровую портастудию, а сводить запись собирались самостоятельно по причинам бюджетных ограничений. Прошло некоторое время, мы собрались приступать к сведению, и тут выяснилось, что на некоторых треках имеются искажения. Эти искажения есть в исходной записи, мы просто не обратили на них внимания в свое время. Существует ли способ исправить плохую запись, или нам надо все записывать заново? Ответ: Если нет никакой возможности перезаписать партию, в которой вы на этапе сведения обнаружили проблемы, связанные с искажениями, то придется иметь дело с тем, что есть. С искажениями можно достаточно эффективно бороться, но для этого нужно хорошо понимать их природу. Искажения возникают тогда, когда цепь сигнала перегружается по уровню, что приводит к созданию большого числа гармоник, часть из которых будет звучать очень неприятно (вплоть до щелчков). Гармоники имеют более высокую частоту, чем основной сигнал инструмента или голоса, поэтому иногда удается частично решить проблему путем использования обрезного фильтра высоких частот. Этот метод работает не всегда, так как вместе с гармониками убирается и часть полезного сигнала. Все зависит от музыкального материала. Например, если вы применяете обрезной фильтр НЧ, чтобы удалить искажения, имеющиеся в партии акустической гитары, то она начинает звучать глуховато. Тем не менее, если этот звук все же лучше, чем исходный искаженный, то можно считать, что половина проблемы решена. Обычно для этих целей подходит любой фильтр с крутизной среза 12 дБ/окт. или более. Если вам нужен более острый фильтр, можно включить два обычных фильтра последовательно. Также для того, чтобы снять искаженный «верх», можно использовать управляющую цепь гейта (side-chain).

Другой метод борьбы с искажениями заключается в использовании деэссера. Поскольку искажения — это высокочастотный сигнал, то правильно настроенный деэссер позволит добиться кратковременного понижения его уровня. Для эффективной работы необходимо, чтобы уровня гармоник, содержащихся в искаженном сигнале, было достаточно для того, чтобы запустить работу деэссера. Однако следует помнить, что обычно результат работ деэссера хорошо заметен на слух, и в таком случае этот метод вряд ли следует использовать для обработки того инструмента, который планируется поместить на первый план в миксе.

Еще один способ, который помог многим звукоинженерам в борьбе с искажениями в уже записанных партиях, заключается в использовании гитарных комбо на этапе сведения. Для этого делают следующее: проигрывают партию искаженного инструмента (электрогитары, бас-гитары, синтезатора) через комбик, снимают сигнал микрофоном, как при записи, и подают сигнал с микрофона в микшерный пульт для сведения в реальном времени. Динамик комбика будет работать как фильтр; кроме того, регуляторы тонального баланса на усилителе позволят вам получить тот звук, который требуется. Нередко, кстати, возникает интересный эффект: добавляя искажения в уже искаженный звук, на выходе вы получаете более чистый сигнал. По крайней мере, в случае с гитарами и синтезаторами этот метод работает. В случае с искаженным основным вокалом или партией рояля он вам вряд ли поможет, поэтому без перезаписи вам не обойтись, если вы хотите избавиться от перегрузки.

Все вышеописанные методы прежде всего адресованы тем, кто работает без использования компьютера. Конечно, компьютерная рабочая станция предоставляет весьма широкие возможности по части коррекции искажений и других проблем, имеющихся в записи. Современные программные аудиоредакторы снабжены большим набором инструментов коррекции перегрузки, фильтров, алгоритмов шупомодавления, а также де-эссерами, декликерами (алгоритмами устранения щелчков) и т.д.

Создание вокальных гармоний

Вопрос: Мне часто приходится записывать начинающих поп-вокалистов. Как правило, с записью сольной партии не бывает каких-то особых проблем (а если таковые иногда и возникают, то их удается решить при помощи программных средств коррекции высоты тона). Но как только дело доходит до подпевок, то прямо беда. С грехом пополам записываем один или два голоса в припеве, но до полноценных гармоний дело не доходит из-за отсутствия опыта у вокалиста и недостаточно широкого голосового диапазона. Уже несколько раз мне пришлось крепко пожалеть о том, что в свое время я продал прибор Digitech Vocalist II, который создавал вполне приемлемое четырехголосье на базе основного вокала. Какие современные плагины позволяют решить эту проблему? Ответ: Автоматическое создание многоголосных подпевок недавно было реализовано компанией Mu Technologies в программном продукте Mu Voice. Этот генератор вокальных гармоний выпускается в виде плагина, который работает на компьютерах Macintosh и PC в программных аудио/MIDIсеквенсерах, поддерживающих форматы VST, RTAS и AU. Ключевой особенностью Mu Voice является программный «движок», выполняющий распознавание аккордов и синтезирующий на основе этого четырехголосные вокальные гармонии. Благодаря такой системе автоматические подпевки всегда соответствуют тональности песни. Предусмотрена возможность секвенсирования пресетных комбинаций стилей гармоний и аккордов, изменения звучания синтезированных голосов при помощи регуляторов Humanise (внесение небольшой расстройки в высоту тона и ритмических отклонений) и Formant (превращение синтезированного вокалиста в вокалистку или наоборот). Тональную характеристику подпевок можно дополнительно настроить при помощи встроенного эквалайзера. Также имеется базовый алгоритм коррекции высоты тона.

Mu Voice включается как инсертный эффект на монофоническом аудиотреке, на котором записана вокальная партия. Если для автоматизации используется режим Chord Scheme Panel, то дополнительных треков создавать не потребуется. Если же вы решили использовать функцию распознавания аккордов на основе MIDI, то вам надо создать MIDI-трек и назначить его выход на Mu Voice. MIDI-данные с этого трека будут поступать на вход плагина, и на основе них будут создаваться вокальные гармонии.

Плагин очень прост в работе. Его пользовательский интерфейс состоит из одного окна, разделенного на пять панелей. Первая панель — мастер-канал, который управляет уровнем исходной вокальной партии; изменение высоты тона на этом канале обычно не выполняется. При помощи кнопки Mute основной голос можно заглушить, а при помощи кнопки Bypass — прослушать в необработанном виде.

Большая часть регуляторов в каналах Harmony Channel говорит сама за себя (Volume — уровень громкости голоса, Pan — размещение в стереополе, и т.д.). Дисплей Voicing, расположенный в верхней части каждого канала, отображает гармонию, которая на данном канале генерируется. Здесь предусмотрены четыре основные установки, пронумерованные по порядку. Они определяют, на основе какой ноты аккорда будет создаваться подпевка. В случае с первой установкой (1st) изменение высоты тона не производится (основной голос). Вторая (2nd) и третья (3rd) установки соответствуют созданию гармоний над основным голосом на основе следующих нот аккорда. Если в качестве аккорда используется трезвучие, то четвертая установка (4th) генерирует подпевку на октаву выше основного голоса. Но если аккорд более сложный (например, септаккорд или нонаккорд), то четвертый голос будет создан на основе следующей ноты (септимы, ноны и т.д.). Кроме того, высоту тона гармонических голосов можно повысить или понизить на интервал до двух октав.

Скачать демо-версию Mu Voice и послушать аудиопримеры обработки с использованием этого плагина можно на сайте www.mu-technologies.com.

Еще один интересный пакет плагинов, который заинтересует всех звукоинженеров, имеющих дело с записью вокала (а следовательно, и с коррекцией вокальных партий) — Antares Avox 2. В этот пакет, помимо плагинов Throat, Sybil, Punch, Duo и Choir, которые входили в состав первой версии Avox и предназначались для изменения характера голоса, устранения свистящих согласных и наслаивания дополнительных голосов на основной вокал, теперь входит пять новых плагинов, в том числе генератор гармоний Harmony Engine, способный синтезировать четырехголосный вокальный ансамбль. Каждая гармония, создаваемая с его помощью, будет иметь собственный тональный характер и различную степерь вибрато, благодаря чему подпевки будут звучать абсолютно натурально, как будто они спеты реальными вокалистами. Предусмотрена возможность создания пользовательских пресетов, на основе которых будут синтезироваться гармонии, и функция внесения «человеческого фактора » (как и в случае с Mu Voice, она носит название Humanise и позволяет регулировать «разнобой» в высоте тона и ритмическом исполнении каждой подпевки).

При помощи нойз-процессора Aspire голос можно сделать более «воздушным», «грубым» или «прокуренным», а плагин ламповой обработки Warm сделает его «теплым » и тем самым более приятным на слух.

Два других плагина, Articulator и Mutator, наверняка понравятся тем пользователям, кому нужны спецэффекты на основе вокала. Articulator позволяет вычленить информацию о формантах и амплитуде из партии голоса или другого источника и применить ее к другому аудиотреку или встроенному генератору широкополосного шума. А Mutator Extreme Voice Designer синтезирует всевозможные «странные» голоса, которые могут пригодиться при создании саундтрека для научно-популярной передачи о летающих тарелках, инопланетянах и т.п.

Antares Avox 2 работает на компьютерах Macintosh и PC в составе аудио/ MIDI-секвенсеров, поддерживающих форматы RTAS, VST и Audio Units. Демоверсию плагинов и дополнительную информацию можно получить на сайте www.antarestech.com.

На вопросы читателей отвечала Елена Степанова

 




Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка на http://www.inoutmag.ru/ обязательна.